Подрастающего ребёнка, входящего в непростой период взросления, быстрого изменения тела, гормональной перестройки и эмоциональной бури на пути к формированию зрелости ожидают множество опасностей, соблазнов и искушений.
Так, по словам известного французского психоаналитика, Француазы Дольто [1], всю жизнь посвятившей в своей деятельности исследованию вопроса детско-родительских отношений, подросток похож на омара во время линьки: он только что лишился панциря, ему надо вырастить новый, и в этот момент его подстерегают всевозможные опасности. Познание собственной личности, пробуждение сексуальности, юношеский бунт, искушение наркотиками, опасность депрессивных состояний, риск стать жертвой агрессии или проявлять ее самому, острая потребность признания в кругу сверстников – только часть многочисленных задач и проверок, которые выставляет перед подростком период перехода от детства к взрослости.
Познание себя, формирование собственной, уникальной внутренней основы, отстаивание своих прав, интересов, личностных границ требует больших энергетических ресурсов и вложений, которых у подрастающего человека может быть недостаточно, чтобы переработать весь опыт, требования и информацию, поступающую из внешней среды. Если ко всему прочему психологический климат в семье имеет негативный характер, отношения ребёнка с родителями не доверительные, конфликтные, в среде сверстников отсутствует принятие и уважение, то внутреннее напряжение подростка достигает такого высокого уровня, что требует быстрого выхода, разрядки. В таких случаях подросток в качестве компенсации может начать совершать поступки, действия, сопряжённые с риском для жизни и здоровья, носящие экстремальный характер.
Чтобы обозначить поведение, как рискованное, нужно понять, что же в психологическом плане есть риск. Риск – это способность человека перейти некую черту или границу внутренней упорядоченности и комфорта, эмоциональная раскачка.
Риск означает способность находиться в зоне нестабильности и ожидания. То есть это выход из спокойного и расслабленного состояния.
Риск – это всегда вероятность. Поэтому решение человека пойти на рискованный шаг означает его способность нести возможные убытки и негативные последствия такого решения или действия, понимание того, что он может не оправдаться.
Однако люди идут на риск, так как он имеет вторую соблазнительную сторону медали: это возможность выгоды, получения желаемого и кратковременной эйфории от того, что ты вышел из точки застоя, перешёл границы внутреннего сопротивления и страха. От этого повышается самоуважение, реализация какой то потребности происходит здесь и сейчас.
Здесь имеется ввиду желание двигаться на пути созидания, а не разрушения, если риск имеет целью улучшить состояние дел своё и окружающих, перейти на новый этап развития здоровыми способами в карьерном, межличностном плане, внутриличностном развитии. Например, принять какое - предложение, которое сможет развернуть вас в профессиональном плане, заняться новым видом спорта, творчеством, предъявить себя с какой-то идеей и т.д.
Но если рискованное поведение или поступок подростка несёт опасность для жизни, здоровья своего и окружающих, ущерб чужому имуществу, то это уже преступление, противоправное действие. Тут важно учить контролировать аффекты, интенсивные эмоции, останавливать себя в нужный момент, провоцируют или подстрекают подростка на что то, включать разум и думать, к каким последствиям данные действия могут привести и как это может негативно сказаться на нём, близких людях, разрушить его жизнь, жизнь окружающих.
К рискованному поведению склонны определённые типы личности с определённой структурой характера (особенно имеют вес потребность в психическом возбуждении, интенсивных эмоциях, получении острых ощущений, импульсивность). Риск тесным образом связан с этими качествами. На биологическом, телесном уровне, во время совершения рискованного действия у человека надпочечниками вырабатывается гормон страха адреналин. Если человек преодолел себя и перешел границу своего страха, у него вырабатывается гормон счастья или удовольствия серотонин. Начинается некая эмоциональная раскачка от соединения двух гормонов, которую в будущем человек стремится получить снова. Если к этому ещё и добавить низкую способность нести ответственность за свои поступки, слабую способность контролировать свои желания, наличие постоянного внутреннего напряжения, требующего разрядки, то это может перейти в область саморазрушительного для человека и разрушительного для окружающих поведения, и совершения поступков, имеющих противозаконный характер. Так, например, подростки в погоне за острыми ощущениями, могут терять контроль над происходящим, границы осознания последствий своих действий могут стираться.
Для подростка крайне важным компонентом для развития является социализация, общение на равных, получение признания и уважения в среде сверстников. Группы, в которые собираются подростки для времяпровождения, общих целей выстраивают свои правила, эмоциональный фон. Что касается рискованного поведения, то группы экстремалов приобрели сейчас особую популярность.
Как пишут по этому поводу Харитонов С.В. и Гуляев В.М. [2], складывается такое впечатление, что существует некая мобилизационная готовность общества, определяемая его потенциальной способностью пополнять достаточное количество адреналинщиков. И эта тенденция отражается в популярности форм занятости для экстремалов, и в пропаганде экстремального поведения, будь то спорт или иное. Наиболее известным и социально приемлемым «инкубатором экстремалов» оказывается спорт. Экстремальных видов спорта довольно много: альпинизм, горный туризм, рафтинг, дайвинг, парапланеризм, самолётный спорт, парашютный спорт, паркур, скалолазание, некоторые виды джампинга (прыжки с высоты на канате), билдеринг (восхождение по внешней стороне зданий), стрит-рейсинг (уличные гонки) и многие другие виды спорта.
Однако существуют и неспортивные формы рискованного экстремального поведения. К ним можно отнести случаи вовлечённости в уличные банды (в них также есть довольно много представителей, ищущих острых ощущений, а не руководствующихся потенциальными выгодами от правонарушений), что является потенциальной зоной риска для подростков, где в семье не находится поддержки, принятия, нет здоровых моделей воспитания и развития, присутствуют конфликты, зависимость какого-либо члена семьи, насилие в семье и другие негативные факторы. В таких группах подросток бежит от одиночества, ищет подтверждения себя, заполняет пустоты своей души.
Отдельно стоит указать феномен зацеперов (катающихся на скоростном транспорте вне салона - троллейбусов, трамваев, электричек и т.д.). Зацеперы по большому счёту представляют собой трейнсёрферов, которые предпочитают езду снаружи движущегося наземного поезда или электрички в метро (изначально такое увлечение появилось и стало популярным в бедных странах Африки и было вызвано необходимостью экономить деньги на оплату проезда в транспорте. Впоследствии трейнсёрфинг стал популярен и в Европе, и в России, но уже не только по экономическим причинам, а и в связи с «хорошим адреналином».Недаром трейнсёрфинг занял первое место по опасности в Топ-5 нетрадиционных видов экстремального спорта на сайте «Планета Экстрима -2012») [2].
Удовольствие, получаемое от экстремального поведения, по мнению «адреналинщиков», не может сравниться ни с чем. Удовольствие, сопровождаемое психическим возбуждением, ясностью сознания, высоким уровнем бодрствования и приливом сил, становится главным побудительным мотивом, фактором организации поведения и поощрением группы. Выступая в столь разных ипостасях, удовольствие становится слишком значительным фактором. Удовольствие побуждает в силу желанности и определённой степени доступности, а при отсутствии препятствий или когда эти препятствия незначительны, побуждает ещё сильнее [2].
В силу недоступности или невозможности переживания удовольствия от жизни подросток может выбрать разные способы его получения и восполнения, в числе которых может быть мощнейший выброс гормонов путём экстремального поведения.
Кроме собственно рискованного поведения существует ещё один аспект, роль которого во многом предопределяет приверженность к экстремальным увлечениям. Речь идёт как раз о социальных группах. В разных кругах экстремалов существуют своя уникальная субкультурная специфика регуляции поведения членов группы и своя атмосфера общения. Принадлежность к группе даёт возможность самовыражения подростку, получения социального одобрения .
Таким образом, посредством рискованного, экстремального поведения подросток восполняет те потребности, которые являются для него важными, но к сожалению подавленными и неудовлетворёнными.
Использованная литература:
1. Дольто Ф., Дольто К. Першминье К. Разговор с подростками или Комплекс Омара. – Вектор, 2015 г.
2. Харитонов С.В., Гуляев В.М. Экстремалы. Дискордантности.. – М.: Университет Синергия, 2016 г.
Власенко Анастасия Сергеевна, психолог Отделения психолого-педагогической помощи ГБУ г.Севастополя Центр социальной помощи семье и детям
Нет комментариев
Добавить комментарий