Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка - это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату.
Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой, сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети "ничего не понимают", что "им все равно" и "они быстро все забудут" - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути - только одна: стараться не думать о том, что с ними случилось.
Еще одно традиционное заблуждение - считать, что ребенок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит, значит, "сам - ненормальный". Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков "нормальности" ребенка. Потребность любить и быть любимым естественна для любого человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.
Детям трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки - как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после изъятия из семьи ребенок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но какой бы ни была его реакция, взрослым нужно помнить: уход из семьи - самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни ребенка.
Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими. Разлука с семьей, по сути, является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями - невозможно. И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, - серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на "жизнь вообще", чувство отверженности и гнев. Например: чувство бессилия обычно характерно для детей алкоголиков. Физическое насилие в семье вызывает ужас у детей. Многие дети алкоголиков стараются приглушить чувства, как плохие, так и хорошие. Это помогает уберечься от нестерпимо болезненных эмоций, но в то же время лишает их возможности насладиться радостными, положительными эмоциями.
Дети, пережившие смерть родителей, переживают острую жизненную травму. Основной задачей взрослых в ходе работы с ребенком, пережившего утрату – помочь ему понять, что произошло и почему. Если горе не преодолено, и утрата внутренне не принята – боль сохраняется во взрослом состоянии.
Очень важно говорить с детьми о тяжелых переменах в их жизни по двум причинам. Во-первых, дети рано или поздно узнают о том, что произошло, и их домыслы и страхи могут оказаться губительнее, чем реальные факты. Во-вторых, дети склонны винить себя в несчастьях и принимать ответственность за события, причина которых вовсе не в них.
Помочь ребенку сформировать реалистичное представление о происшедшем и пережить горе может только взрослый:
- Сообщить об утрате ребенку должен самый близкий человек из доступных ребенку людей. Часто взрослые избегают разговора с ребенком, боясь собственных чувств.
- Информация должна быть быстрой и точной, если утрата произошла неожиданно, факты нужно сообщить с максимальной прямотой.
- Ребенку важно знать, что будет дальше, где, как и с кем он будет жить, потому что растерянность и беспомощность от потери вызывают чувство беззащитности и неуверенности по поводу собственной жизни.
- Очень важно, чтобы ребенок задал вопросы и разрешил сомнения, которые у него есть, а не придумывал ответы сам.
В такой момент для ребенка очень важен тактильный контакт, физическое ощущение поддержки. Нужно обязательно обнимать ребенка, или держать его за руку.
По материалам различных интернет-источников
Если у вас возникли какие-либо вопросы по поводу адаптации приёмного ребенка в семье, его психоэмоционального состояния, трудности детско-родительских отношений, Вы можете получить квалифицированную консультацию психологов в социальной сфере, специалистов по работе с семьей Отделения помощи замещающим семьям, ул.Н.Музыки, 30, т.48-09-10
Нет комментариев
Добавить комментарий