28 марта 2017 года в большом зале Дворца детского и юношеского творчества состоялось заседание коллегии Департамента образования на тему "Состояние работы образовательных учреждений г.Севастополя по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Детская безнадзорность. Безопасный интернет".
Заседание коллегии началось со вступительного слова директора Департамента образования города Севастополя Родикова М.Л. В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы.
- "Анализ организации работы образовательных учреждений г.Севастополя по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних", докладчик Мельникова С.А., начальник отдела воспитания и дополнительного образования.
- "Об исполнении требований Федерального закона №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних» в части организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетними учащимися образовательных организаций", докладчик Лисунова Л.В., помощник прокурора города Севастополя.
- "Актуальные вопросы обеспечения безопасности в информационном пространстве", докладчик Кодряну В.М., руководитель отдела криминалистики СУ СК РФ по г.Севастополю.
- "Детская преступность: причины и пути преодоления", докладчик Будзей И.В., старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних отдела организации деятельности участковых уполномоченных отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по г.Севастополю, майор полиции.
- "Детская безнадзорность как социальное явление", докладчик Мочалова И.С., директор Государственного бюджетного учреждения города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям.
- "Об организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями по раннему выявлению семейного неблагополучия", докладчик Титаренко Е.А., начальник отдела по защите прав несовершеннолетних.
В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.
В этой ситуации особую остроту приобретает проблема социальной безнадзорности. Отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, отсутствие воспитательного влияния на них родителей или законных представителей приводит к отчуждению самих детей от семьи.
При изучении причин безнадзорности на первом месте стоит отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи еще и в том, что по силе своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Исследования, проводимые российскими учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где безнадзорные дети встают на путь асоциального поведения: статистику вы можете видеть на экране.
45,3% детей подвергались оскорблениям со стороны взрослых дома, у 35,9% родители лишены родительских прав, 58,6% употребляют спиртные напитки, у 36% родители пьют запоями, у 45% родители пьют почти каждый день, 37,9% имели знакомых, ранее судимых. безработица родителей (27%).
Специалисты Центра социальной помощи семье и детям, работающие с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, подтверждают приведенную статистику. Безработица родителей, и, как следствие, бедность, ограниченный доступ к учреждениям культурного досуга, свободный доступ к спиртосодержащим продуктам - всё это только часть причин, приводящих к снижению родительского потенциала.
Все эти семьи объединяет одно общее качество: несформированность нравственных ценностей в семье, и потому сфера интересов несовершеннолетних начинает принимать корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность.
В группе риска по отношению к детской безнадзорности находятся в основном дети с плохой успеваемостью. Статистику вы можете видеть на экране.
41% подростков с трудом учились в школе, 38,2% часто прогуливали уроки, 32,2% часто не выполняли домашних заданий, 14,35% мешали учителю и одноклассникам на уроке, 12% задирали, дразнили, дрались с одноклассниками.
С одной стороны безнадзорным детям и подросткам нужна психолого-педагогическая коррекция, которая включала бы в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника, формирование положительной мотивации его деятельности, осознание жизненных целей, своих возможностей и интересов.
С другой стороны необходимо проводить просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам ребенка, что будет способствовать повышению их заинтересованности в ребенке, осознание стиля отношений в семье, предъявлению требований к ребенку.
Основой профилактической работы с детьми и подростками группы социального риска могут стать:
- индивидуальные программы, предупреждающие асоциальное поведение детей и подростков;
- организация детского досуга, внешкольной работы с детьми, обеспечение доступа к спортивным секциям, кружкам;
- повышение ответственности за социализацию детей учреждений, организаций, связанных с образовательно-воспитательной деятельностью в школе и за её пределами.
Реализация задач по профилактике безнадзорности и защите прав детей не может иметь ведомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все субъекты системы профилактики. Важным фактором является открытость системы социально-педагогической поддержки безнадзорного ребенка, которая означает работу различных учреждений по специальным программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной для него среды.
С этой целью разработан и утвержден Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Центр социальной помощи семье и детям имеют большой опыт в составлении индивидуальных программ реабилитации подростков, в повышении компетенций специалистов, работающих с детьми и их семьями, а также в проведении мероприятий для учащихся различной возрастной категории и их родителей, направленных на профилактику деструктивного и асоциального поведения детей и подростков и готов оказывать содействие всем, кто желает получить помощь наших специалистов.
С целью профилактики правонарушений несовершеннолетними, а также оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, сопровождения несовершеннолетних, в отношении которых было совершено правонарушение, наш Центр стал соисполнителем проекта "Осознанный выбор" реализуемом Севастопольской региональной общественной организацией "Лига работников социальной сферы" при финансовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках реализации этого проекта осуществляется психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних с применением сенсорных технологий - оказание социально-педагогической, психотерапевтической помощи несовершеннолетним, проведение коррекционно-восстановительной работы, проводится просветительская работа с детьми и родителями. Организована работа службы примирения с применением медиативных технологий по обеспечению условий для защиты прав и интересов несовершеннолетних, профилактики правонарушений и помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вследствие конфликта с законом.